Глас подчинённых

Стоит ли руководителю быть ближе к своим работникам, знать их проблемы и чаяния? На этот вопрос каждый начальник с полным правом может ответить, что это его, начальника, дело. Но, может быть, иногда стоит узнать мнение своих подчиненных, ведь их ответы могут оказаться не в вашу пользу.

Приходя на работу, он первым делом обязательно спрашивает: «Маша, как ваш сын, уже выздоровел? Иван, а вы закончили ремонт? Замечательно, поздравляю». Он чуткий, заботливый, и, если у вас что-то не получается, всегда с радостью придет на помощь. Все эти слова не о друге или отзывчивом сослуживце – таким хотят видеть подчиненные своего руководителя. Однако зачастую главная проблема топ-менеджмента заключается в нежелании стать чуть ближе к своим сотрудникам, к тем людям, которые приносят компании прибыль.

Кадровый центр «Юнити» предоставил журналу «HR Менеджмент» исследование на тему: «Какими личностными качествами должен обладать руководитель». По комментариям респондентов можно понять, какие черты характера как непосредственных руководителей, так и генеральных директоров компаний они ценят прежде всего. В исследовании приняли участие 100 московских специалистов из разных сфер бизнеса в возрасте от 25 до 35 лет.

93% респондентов считают, что генеральный директор — фигура недоступная для неформального общения. Главное для него — уметь правильно определять стратегические цели развития бизнеса и строить структуру управления компанией.

Генеральный решает сам

Как показал опрос, сотрудники предъявляют гораздо меньше требований к генеральному директору, нежели к своему непосредственному руководителю.

По словам Аллы Кузнецовой, партнера консалтинговой фирмы 3wayC, уровень доступности генерального директора зависит от многих факторов: размера и типа компании, сферы бизнеса, личностных особенностей руководителя. Как правило, чем крупнее организация, тем более она структурирована и тем меньше вероятность, что рядовой сотрудник сможет пробиться к генеральному. Сфера бизнеса также играет немаловаж ную роль. Например, отношение руководства к сотрудникам внутри издательского дома может отличаться от отношений внутри IT-компании или банка. Если в первом случае – это скорее отношения внутри семьи, во втором – в обществе единомышленников, то в третьем – строгая иерархия.

«Было бы некорректно говорить, что существует одна-единственная правильная модель поведения лидера по отношению к своим сотрудникам. Руководитель решает сам, какой стиль подходит лично ему и тем задачам, которые стоят перед его компанией. А у работника всегда есть выбор: принять эту модель отношений или поискать другую организацию, которая ему больше подходит», – добавляет Кузнецова.

89% респондентов ждут от своих начальников отеческой заботы и заинтересованности в личных и рабочих проблемах сотрудников.

Мудрый, азартный, честный

Требования же к непосредственным руководителям отделов распределились следующим образом.

Наталья Дуглас, заведующая отделом дополнительного образования Института практической психологии и психоанализа, считает, что нам всем свойственно искать в людях, с которыми мы общаемся, будь то руководитель или рядовой служащий, прежде всего человеческие качества. Их отсутствие не может компенсировать даже профессионализм. «Желание получать от своего руководителя отеческую заботу присуще многим россиянам. Наш менталитет вообще характеризуется открытостью, потребностью в общении и стремлением чувствовать себя полноправным членом коллектива, а не только винтиком в сложной структуре предприятия», – говорит Дуглас. С ней согласна и Кузнецова. Россия, по ее словам, принадлежит к категории государств с высокой степенью иерархии в организациях и с частным отношением ко всему происходящему. «Самый распространенный тип компании для нашего общества – «семья». Есть старшие и младшие сотрудники: старшие заботятся о младших, а младшие почитают старших. Помимо нашей страны, такой стиль взаимоотношений популярен в Японии, Китае, Израиле», – отмечает она. А Василий Пигин, управляющий партнер компании «Диалог Менеджмент Консалтинг», подозревает, что за этим показателем скрывается инфантилизм работников и стремление занизить уровень своей ответственности.

50% опрошенных отмечают необходимость наличия у руководителя таких качеств, как эмоциональная уравновешенность, умение четко ставить задачи перед подчиненными и правильно распределять должностные обязанности.

Как сказал один из респондентов: «Очень часто того, кто умеет вышивать крестиком, заставляют колоть дрова, результат соответствующий». Дуглас подчеркивает, что истинный руководитель не только способен дать объективную оценку профессиональным качествам своего сотрудника, его компетентности и профессиональной пригодности, но и знает о личностных достоинствах работника, особенностях его характера, интересах и часто о той жизненной ситуации, в которой в данный момент находится человек. При этом руководителю, полагает Пигин, также нужно уметь ориентироваться в эмоциональной атмосфере команды, отделяя реальные запросы от психологических манипуляций со стороны сотрудников. «Уровень эмоциональной компетентности руководителя возводит управленческую деятельность в ранг искусства», — добавляет он.

36% считают, что главные качества начальника — это честность и справедливость в оценке выполненных задач.

Цифры исследования говорят о необходимости для руководителей учиться основам западного менеджмента, искать и находить возможности для применения ключевых компонентов управленческой деятельности в своей непосредственной работе. Основные из них: умение четко ставить задачи перед подчиненными; правильное распределение должностных обязанностей; оценка и использование конструктивной обратной связи.

24% опрошенных заявили, что руководителям не хватает азарта в работе.
15% отмечают недостаток открытости в общении.
8% респондентов среди главных личностных качеств отметили мудрость начальства.

На сегодняшний день российский бизнес — один из самых молодых в мире. Многим нашим успешным бизнесменам едва исполнилось 40 лет. А ведь мудрость — это не то качество, с которым рождаются. Более того, даже долгая жизнь не является гарантией. «Для того чтобы обладать этим качеством, надо постоянно стремиться к своему развитию и развитию тех, кто окружает тебя. Стоит относиться к себе и окружающим с уважением и пониманием, уметь быть щедрым и бескорыстным. Видимо, исходя из данных опроса, большинство наших руководителей пока не считают эти вещи приоритетными для себя», — констатирует Кузнецова.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
HR-менеджмент