Творческий отпуск и поиск новых путей к достижению успеха

Я – именно тот самый человек, который в течение последних семи лет уходил на 19 месяцев в творческий отпуск.

Творческий отпуск или смена деятельности – это величайшее изобретение в HR. Конечно, мы все знаем, что постоянная работа предназначена для того, чтобы удержать вас и не заставить уйти к конкурентам. Однако с моей точки зрения, творческий отпуск, а точнее уход с работы на время – это шанс, чтобы заново подзарядиться энергией.

Я знаю, что вам бы не хотелось пахать и пахать каждый день, чтобы, в конце концов, добиться наибольшей производительности труда. Действительно, крайне наивно полагать, что люди – это автоматы, функционирующие без передышки со 100% отдачей всех сил и энергии работе. Я согласен, что обычный ежегодный отпуск крайне важен и необходим для «перезагрузки», однако просто подумайте о том, что среднестатистический человек работает, скажем, с 20 до 60 лет, пять дней (или 40 часов) в неделю, 48 недель в год. Я не думаю, что это хороший способ для взращивания победителя. Время от времени нам нужен большой перерыв, период передышки, чтобы подвести итоги и посмотреть на многие вещи в перспективе.

Я действительно думаю, что тайм-аут имеет огромное значение. Тем не менее, я хочу поговорить не о том, чтобы сделать перерыв, а о книге «Механизм лидерства» (The Leadership Machine) авторства Майкла Ломбардо и Роберта Эйхингера, поскольку я являюсь её большим почитателем. Авторы не только предлагают нам матрицу трудового потенциала, они выдвигают гипотезу о том, что существуют три предпосылки для достижения успеха в карьере:

  • IQ (коэффициент умственного развития), вам он наверняка понадобится, даже если вы не отвечаете стандартам MENSA (организация для людей с высоким IQ);
  • Эмоциональный фактор (EQ) определяет эмоциональный интеллект. Если вы когда-либо работали на людей с недостаточным EQ, вы поймёте, что я имею в виду.

Тем не менее, эти две характеристики сами по себе не гарантируют успеха в карьере, по теории Ломбардо и Эйхингера существует ещё и третий фактор:

  • Быстрая обучаемость (Learning Agility или LQ) – это способность осознавать то, что бизнес-среда меняется, и наличие соответствующих ресурсов для реагирования на эти изменения.

Что мы знаем об успехе в бизнесе – это то, что модель поведения, однажды опробованная и успешно сработавшая, непрерывно повторяется вне зависимости от того, будет ли она подходить для меняющихся условий. Происходит привыкание к модели поведения, хотя вы не можете полагаться только на то, что сработало в прошлом; а если вы повторяете одну и ту же модель снова и снова, то вы ничему не научитесь и не сможете использовать ничего нового, инновационного или просто интересного.

Чарльз Хэнди в своей книге «Век абсурдов» (The Age of Unreason) использовал пример с лягушкой, помещенной в прохладную воду, которую потом начали потихоньку подогревать. Лягушка сидела в подогревающейся воде, пока не сварилась живьем. Эта метафора была использована многими писателями, и она очень наглядно демонстрирует неспособность или нежелание людей реагировать на существенные, но постепенные изменения в их среде.

Нет никаких сомнений, что многие неудачи в бизнесе были связаны с нежеланием признать изменения в бизнес-среде и на конкурентном рынке. Такие ошибки допустили и Woolworths, и HMV, и Yell, и Northern Rock. Нежелание этих крупных компаний адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам является одной из самых больших загадок в мире бизнеса, ведь это не такая уж и сложная наука – понять то, что необходимо сделать бизнес-лидерам для адаптации своей поведенческой модели в соответствии с реалиями.

Итак, как это всё связано с творческим отпуском? Ну, он представляет собой прекрасную возможность побыть в новой, и главное – другой среде. Я уже давно являюсь сторонником программ развития лидерства, которые выводят руководителей из их привычной бизнес-среды и дают им возможность попытаться решить совершенно другие проблемы и задачи. Если вы можете совместить это с программами корпоративной социальной ответственности – тем лучше. Это, так сказать, «двойной удар» – масса реальных возможностей для обучения и в то же время оказание помощи другим.

Международное исследование, опубликованное в журнале по прикладной психологии Journal of Applied Psychology в июне этого года, показало, что люди, которые уходят в творческий отпуск, не только избавляются от стрессовых состояний, но и меньше подвержены стрессу потом, после возвращения к работе (по сравнению с их уровнем стресса до отпуска). Иными словами, отпуск является идеальным средством для перегруппировки собственных ресурсов, пересмотра стремлений и новой расстановки приоритетов касательно ваших целей и вариантов дальнейшей карьеры.

В заключение я бы хотел донести свою мысль о том, что компаниям следует спонсировать такие творческие отпуска, которые выводят вас из вашей привычной рабочей среды, дают возможность заниматься чем-то другим и решать иные задачи и проблемы, одновременно восстанавливая собственную энергию и ресурсы.

Если вы можете позволить себе взять творческий отпуск, возможно, вам захочется немного поработать в неприбыльной или государственной организации? Можете даже поработать на собственного поставщика или клиента из вашего сектора деятельности. Вы взглянете на работу с другой стороны, что придаст вам удвоенную энергию и силы для творчества.

Я уверен, что такая возможность вряд ли будет дарована вам «свыше». Творческий отпуск не дают просто так на ровном месте. Если вы серьёзно относитесь к собственной карьере и готовы инвестировать время и желание в личное развитие и рост, то почему бы не сделать экономическое обоснование для такого творческого отпуска с указанием веских причин для его предоставления. Поговорите об этом с точки зрения возврата инвестиций. Время, потраченное на обучение и исследовательскую работу в новых условиях, в новой среде, позволит вам развивать межличностные и профессиональные навыки, построить новые отношения или партнерства, а также открывает возможности для изучения новых рынков.

Кстати, кому-то по-прежнему хочется быть лягушкой, сидящей в кипящей воде?

Майкл Моран (Michael Moran),
управляющий директор и основатель консалтинговой компании 10Eighty

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
HR-менеджмент